Меню

Устранение заикания у детей 3-6 лет

Устранение заикания у детей 3-6 лет

ПРОГРАММА «УСТРАНЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ»

ЭТАПЫ

Первичная консультация  —  60-90 мин.

Семинар для родителей - 2 часа

Адаптационно-подготовительный - 3-15 занятий по 30-40 мин.

I этап – Основной курс - 20 занятий по 90 мин.

              Родительский курс - 5 занятий по 2-3 часа

II этап – Индивидуальные занятия 3 раза в неделю

               по 60 мин. на протяжении 16 недель.

III этап - Индивидуальные занятия 2 раза в неделю

                по 90 мин. на протяжении 16 недель.

 IV этап - Индивидуальные занятия 1 раз в неделю

               по 90 мин. на протяжении 16 недель.

 V этап  - Поддерживающий. Индивидуальные занятия

      2 раза в месяц по 90 мин. на протяжение 6 месяцев

ПЕРВИЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

       На первичной консультации проводится экспресс — диагностика речи ребенка. Определяется состояние речевых структур, зрелости эмоционально-волевой сферы, а также состояния других высших психических функций. Специалист выясняет причину возникновения логоневроза, факторы, влияющие на «поддержание» состояния нервно-психического расстройства, а также определить тип, форму, степень тяжести заикания для последующего предоставления неврологу и корректировки назначений.

Краткий сбор анамнестических данных о периоде и обстоятельствах возникновения заикания, а также установление психотравмирующей ситуации или обстоятельств, приведших к заиканию – самое главное в первичной консультации. Далее специалист информирует родителей о феномене заикания, дает рекомендации по особенностям общения и воспитания ребенка с заиканием.

На первичной консультации выдается заключение и брошюра с рекомендациями.

СЕМИНАР ДЛЯ ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

 Семинар для всех членов семьи является важнейшим в системе «блокировки» невроза. Своевременные правильные действия родителей позволяют остановить острую фазу развития заболевания, разумеется, при комплексном воздействии врачей, заикологов и, конечно же, родителей.

На семинаре специалисты подробнейшим образом расскажут о логоневрозе, предпосылках и причинах его возникновения. Важно понять откуда «растут корни» заболевания, ведь в формировании невроза всегда имеет место «неблагоприятная почва», т.е. среда, в которой находится ребенок.

Определение что же могло стать «почвой» для развития невроза – 1-й и самый важный шаг, а вот 2-й шаг – изменение среды.

Что же нужно делать, чтобы «среда» изменилась и болезнь отступила?

Именно об этом и расскажут специалисты на семинаре для всех близких.

вставка заикание 2.jpg

АДАПТАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 В этот период проводится углубленное обследование ребенка нейропсихологом, психологом и заикологом. Выявляются особенности развития высших психических функций, психологический статус на момент обследования, состояние всех речевых структур, а также зрелости и соответствия возрасту эмоционально-волевой сферы для последующего выбора коррекционно-реабилитационной программы.

Кроме того, в этот период ребенка адаптируют к системе занятий. Специалисты корректируют (если это возможно) незрелость фонетической структуры, т.е. звукопроизношения.

Также в программу адаптационно-подготовительного этапа включены упражнения по улучшению актуального речевого и психо-эмоционального состояния для исследования динамики изменений и последующего прогнозирования длительности реабилитационного процесса.

Адаптационно-подготовительный период позволяет решить еще одну немаловажную задачу. Для эффективного реабилитационного процесса необходимо прекратить посещение ребенком дошкольных учреждений, т.е. садиков и секций. У некоторых родителей возникают сложности: с кем оставить ребенка, как организовать его домашнее пребывание.

Именно в адаптационно-подготовительный период ребенок еще может посещать детский сад, и у родителей есть время для решения этого вопроса до начала коррекционного периода.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КУРС

       Родительский курс состоит из 5 занятий по 2-3 часа. На этих занятиях присутствие ребенка не допускается,  занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю, в группе с другими родителями.

В программе «Родительского курса» психологи дают ответы на многие вопросы, которые встают перед родителями: как стимулировать ребенка говорить на новой речи, как разъяснять правила поведения, если ребенок их нарушает, как наказывать и наказывать ли вообще, как наладить отношения ребенка с братьями и сестрами, как реагировать на агрессию, ложь ребенка и другие негативные проявления характера или поведения.

ОСНОВНОЙ КУРС

 Основной курс состоит из 20 занятий, длительностью по 1,5 часа.

Занятия с детьми 3-5 лет проводятся исключительно индивидуально. На всех занятиях присутствуют один из родителей, причем именно тот, что продолжает заниматься дома.

В течении занятия специалист комментирует все, чему обучает ребенка, для того, чтобы дома родитель мог закреплять материал также, как специалист.

В основном курсе занятия проводятся ежедневно (кроме выходных) преимущественно в первой половине дня.

В течении всего этого периода и последующих 4-х месяцев ребенок не должен посещать детский сад. В противном случае достичь наилучшего результата будет невозможно.

В период основного этапа с ребенком работают заиколог и психолог. Также необходимо прохождение родителями ребенка «Родительского курса» для понимания того, как правильно воспитывать ребенка с невротической предрасположенностью и предотвратить рецидивы.

В структуре основного курса используются следующие направления:

  • настроечные игры

  • дыхательные, артикуляционные, голосовые тренинги

  • темпо-ритмические, общемоторные и мелкомоторные упражнения

  • кинезиологические техники

  • массаж

  • речевые игры и упражнения, направленные на:

  • формирование и закрепление навыков специальной «Волшебной речи»;

  • развитие лексико-грамматических структур;

  • формирование фонематического слуха;

  • развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;

  • обучение грамоте, математическим представлениям.

В коррекционно-реабилитационном процессе используются специальные логотерапевтические компьютерные программы и оборудование. 

На этапе основного курса (1-го периода) с помощью специальных упражнений речь ребенка замедляется, наполняется плавностью и спокойствием, исчезают судорожные запинки и остановки, стабилизируется психо-эмоциональное состояние.

При этом стимулируется развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления) и незрелой эмоционально-волевой сферы.


II ЭТАП

В течении 2 этапа проводится работа по автоматизации нового речевого поведения. Темп речи еще остается замедленным и главной задачей является удержание нового речевого состояния, т.к. логоневроз часто дает рецедивы, и как выяснилось, это является следствием незавершенного процесса автоматизации психо-речевого поведения. В нашей программе этому уделяется необходимое время.

К концу 2 этапа речь из крайне замедленной постепенно ускоряется и доходит до среднего темпа. При этом судорожных остановок и запинок не происходит.

В этот период предусматриваются также занятия в мини-группах, что способствует как формированию и развитию коммуникативных навыков, так и автоматизации «новой речи» в реальной коммуникационной игре со сверстниками.

На этом этапе начинается системное обучение ребенка чтению и письму. Формирование данных навыков поможет на следующих этапах удержать полученный результат в борьбе с заиканием.

 

III ЭТАП

Основной задачей 3-го этапа является постепенное доведение речевого процесса до нормы как в темпо-мелодическом, так и в лексико-грамматическом плане.

Крайне важно понимать, что незрелость речевых процессов, проявляющаяся в трудностях подбора нужного слова, неверное произнесение окончания либо сложности в составлении предложения или пересказе, рано или поздно осознаются ребенком, а фиксация на данном обстоятельстве, формирует комплекс речевой неполноценности, что так же может привести к рецидиву.

Мало устранить запинки и остановки судорожного характера, нужно сформировать полноценную речь, которой ребенок мог бы пользоваться с удовольствием и даже чувствовать некоторое превосходство в этом плане среди сверстников. Именно тогда, когда бывший заикающийся ребенок легко будет вступать в диалог со всеми детьми, будет способным рассказать интересную историю или стих на утреннике — возникают новые состояния- состояние уверенности, спокойствия в речевой коммуникации.

На 3-м этапе завершается процесс обучения грамоте и полученные навыки чтения и письма помогают закрепить и даже улучшить речевой процесс.

 I V ЭТАП

На протяжении 16 недель четвертого этапа специалист и ребенок встречаются 1 раз в неделю. Это необходимо для поддержания полученного результата. В этот период так же совершенствуются все структуры речи: звукопроизношение, фонематический слух, связная речь. То, что было недоформировано в предыдущие периоды активно «достраивается». Почти каждое занятие устраиваются публичные выступления ребенка, он участвует в занятиях и речевых экзаменах взрослых, в театрализованных представлениях, функциональных тренировках на выезде.

V ЭТАП

Основной задачей данного этапа является сопровождение ребенка больше в психологическом плане.

Ранее, мы уже упоминали, что все заикающиеся дети обладают особой нервной системой – ослабленной. Дети часто тяжело переживают незначительные на первый взгляд события, сверхчувствительны к критике, крайне обидчивы. Данные особенности находят отпечаток и в общении со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому в течении полугода очень важно наблюдать состояние ребенка как в речевом, так и в эмоциональном плане, чтобы вовремя прийти на помощь и не позволить возникнуть рецедиву.

Специалисты