Меню

Для детей с аутоподобным компонентом (РАС)

Для детей с аутоподобным компонентом (РАС)

Аутоподобное поведение – словосочетание, которое используется врачами неврологами и психиатрами при обнаружении в поведении ребенка специфических признаков и ограничения в общении. Иногда, у маленького ребенка трудно определить причину, по которой он плачет, не хочет выполнять просьбу, не хочет играть или убегает. Такое поведение можно наблюдать у всех детей, которые капризничают или чего-то не хотят делать. Однако, аутоподобным поведение принято называть признаки особого поведения, совокупность которых может говорить о специфическом, патологическом развитии.

Признаки аутоподобного поведения:

  • Ребенок редко смотрит в лицо обращающегося к нему взрослого, не ищет его глазами.Нет указательного жеста, который заменяет ребенку слово «смотри», а так же жестов, заменяющих слова / «дай», «пока-пока»/.
  • Нет поведения «заигрывания» со взрослым с характерными «переглядками», например, когда ребенок убегает и оглядывается, чтобы посмотреть, бегут ли за ним. Это в норме у ребенка вызывает смех и продолжении заинтересованности в игре.

  • Предпочитает играть один, не поддерживает совместную игру, хотя может находиться рядом со взрослым, который предлагает ему играть или с другим ребенком.

  • Не «отражает» на лице соответствующих ситуации эмоций. Например, если вы посмотрели на малыша и улыбнулись, он редко реагирует на вашу улыбку и улыбается в ответ.

  • Не любит сюжетно-ролевые игры. Вместо этого, предпочитает однообразные манипуляции с предметами. Например, любит крутить колесико и может долго за этим наблюдать. Избирателен в игрушках, предпочитает одни и те же или чем-то похожие с «любимыми».

  • При изучении новой игрушки, обнюхивает ее или берет в рот, пытается грызть, не понимая, что она несъедобная/после 1 г.3 мес. этого поведения не должно быть/

  • Игровая деятельность бедная. Ребенок не «разворачивает» сюжет игры, не пытает понять, как играть с игрушкой, не обращается за помощью к взрослому, а просто бросает игрушку или вообще не обращает на нее внимания.

  • Предпочитает кубики, цифры, буквы, английские слова.

  • Иногда или почти всегда выстраивает игрушки в ряд, независимо от того, что у него за предметы: машинки, кубики, куклы, карточки.

  • Не отзывается на имя.

  • Любит кружиться или вдруг может начать махать или крутить руками.

  • Иногда начинает качаться на месте.

  • Может кричать, падать на пол, биться головой об пол, не реагируя на замечания или просьбы прекратить.

  • В случае, если что-то происходит не, то его желанию, может укусить, ущипнуть или поцарапать.

  • Может сопротивляться, если родители хотят приласкать, обнять или поцеловать.

  • Не любит новых впечатлений. Безразличен к праздникам, подаркам /воздушные шары, торт, клоуны/.

  • Иногда не реагирует на внезапный грохот, а при определенных звуках может закрывать уши руками.

  • Не дает стричься, мыть голову, надевать шапку.

  • Иногда может вдруг начать снимать одежду независимо от того, находится в общественном месте или дома.

  • С трудом засыпает, часто просыпается.

  • Не формируются навыки самообслуживания и гигиены. Не ходит сам на горшок, присутствует сложный ритуал при дефекации /опорожнении кишечника/.

  • Снижена чувствительность к опасности. Может не понимать, что может упасть, может выбегать на дорогу , забираться на шкафы и другую мебель, не реагируя на окрики взрослых об опасности.

  • Отсутствие речи или «птичий язык», эхолалии /повторение ребенком слов, фраз из мультиков с той же интонацией, как эхо.

    Если у Вашего ребенка проявляются хотя бы 3 или больше признаков аутоподобного поведения, то это безусловно повод, как можно раньше обратиться за консультацией к нашему специалисту.

ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С АУТОПОДОБНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СОСТОЯТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПОВ.

Первый этап - этап «изучения проблемы» .

1.    Работа в центре начинается с первичной консультации, которую проводит нейропсихолог, специализирующий на работе с детьми раннего возраста /от 0 до 4 лет/. Однако до посещения консультации, необходимо подготовить некоторые документы.

2.    До посещения первичной консультации, наши администраторы высылаю родителям две анкеты. Заполнение этих анкет требует времени и сосредоточенности от родителей. Однако это станет большим подспорьем в определении проблемы. Каждая анкета включает в себя чуть более 250 вопросов. Одна анкета разработана Институтом Раннего Вмешательства г. Санкт-Петербург. Отметив соответствующее Вашему ребенку поведение и прислав нам результаты анкеты, мы, обработав ее с помощью программного обеспечения, сможем определить статус развитие ребенка в 6 сферах:

программа для детей с РАС в Центре Слово.png

Другая анкета разработана нашим центром. Это анкета включает подробный анамнез развития ребенка и изучения всех факторов, которые могли бы повлиять на задержку развития. Заполненные заранее и высланные за сутки или более до непосредственной встречи анкеты, позволят сэкономить время на консультации и не тратить его на опрос, но станут важным звеном в понимании причины проблемы.

3.   Если до визита в наш центр, Вы показывали ребенка неврологам или другим врачам, или проводили функциональные исследования /МРТ, КТ, ЭЭГ, допплерографию, АСВП, аудиометрию и т.п./, то, желательно, принести заключения на консультацию или выслать их не позднее, чем за сутки, чтобы специалист мог изучить информацию заранее;

4. На первичную консультацию непосредственно в центр необходимо подойти двум взрослым. В течение 10-30 минут нейропсихолог будет общаться с ребенком, предлагая ему различные игровые ситуации, позволяющие понять, каковы социально-коммуникативные, игровые, психические и речевые возможности ребенка. Затем, ребенок, передается второму взрослому и покидает кабинет, а специалист продолжает общаться с мамой/или значимым взрослым/, просматривая заключения, результаты анализа анкет и задавая дополнительные вопросы. Все это позволяет специалисту делать выводы о том, есть ли у ребенка признаки аутоподобного поведения, о чем это может говорить? Нейропсихолог – специалист, который оперирует специфическими способами анализа информации, что позволяет ему понять, какие структуры мозга не «дозрели» или оказались поврежденными, что стало первичной причиной в задержке развития и как простимулировать «дозревание» этих отделов мозга?

     По завершении консультации, специалист выдает родителю заключение с его наблюдениями и выводами, рекомендации /коррекционный маршрут, в котором указано, какие специалисты, с какой частой и какой длительностью должны проводить с ребенком занятия/, а также расскажет, какой результат может быть получен в течение 3-6 месяцев при выполнении данных рекомендаций.

Второй этап - «Интенсивная стимуляция»

При выявлении признаков аутоподобного поведения, второй этап начинается с углублённой диагностики 3-х педагогов и непременного посещения невролога. . В отличии от программ, где первичной проблемой является только задержка речи, а других нарушений не выявлено, требуется детальное изучение имеющихся навыков коммуникации, совместного внимания, понимания речи и других процессов. Все эти процессы должны появиться намного раньше, чем непосредственно речь. И если обнаруживается, что они сформированы недостаточно, то «запуск речи» без «запуска коммуникации» не возможен. Речь не сможет появиться раньше, чем будут «доформированы» эти системы. Поэтому, программа для детей с аутоподобным поведением или аутизмом /диагноз ставит врач!/ на этапе «Интенсивной стимуляции» может включать следующие рекомендации.

1.    Углубленная диагностика АВА-тераписта. Она состоит из 3 встреч. Первые два часа ава-терапист проводит непосредственно с ребенком, а родителю предлагает в это время заполнить дополнительные анкеты. Присутствие родителя во время диагностики ава-тераписта нежелательно.

Третья встреча проводится только с родителем и без присутствия ребенка. На ней специалист подробно расскажет о выявленных проблемах, покажет протокол, который является некой картой актуального и перспективного развития. В дальнейшем, этот протокол будет заполняться специалистом, что и позволит объективно оценить динамику изменений ребенка. Также ава-терапист расскажет о том, как и с каким поведением ли формированием навыков предстоит работа и в чем она заключается. Коррекция аутоподбного поведения без включения в процесс ава-тераписта не целесообразна и малопродуктивна.

2.    Углубленная диагностика сенсорного терапевта, который разберется со специфической чувствительностью ребенка к звукам, прикосновениям, избирательности пищевого поведения и другим сенсорным реакциям, в случае нарушения их функционирования.

3.    Занятия с психологом по раннему развитию /2-3 раза в неделю/, который поможет ребенку овладеть социально приемлемым поведением при общении с другими людьми, обучит альтернативным способы коммуникации , которые ребенок сможет использовать до того, как он сможет передавать свои пожелания, используя речь. Он же обучит родителя методам, формирующим у ребенка навыки самообслуживания и опрятности /одеваться, раздеваться, чистить зубы, самостоятельно есть, ходить на горшок и т.п./

4.    Занятия нейродинамической гимнастикой.

5.    Занятия с нейропсихологом для интеграции первичных рефлексов.

6.    Занятия с логопедом-дефектологом/ при условии целесообразности включения этих занятия на этом этапе/

7.    Логопедический массаж

8.    Аппаратные нейротехнологи стимуляции «дозревания» структур мозга методами /БАК, ТОМАТИС, БОС-технологий/

 

Продолжительность второго этапа зависит от многих факторов и может продолжаться от 3-х недель до 3-з месяцев. На этапе «интенсивной стимуляции» занятия с педагогами могут проводиться от 3 до 7 раз в неделю. Это необходимо для того, чтобы в короткий период времени активизировать «спящие» отделы и включить их с совместную работу с сохранными или более активными отделами. Такая частота занятий позволяет не только «разбудить» нужное реагирование ребенка , но и сохранить полученную на занятии информацию до следующего дня, так как возможности памяти ребенка в раннем возрасте ограничены, а с учетом задержки, сохранение отработанного материала может быть начисто забыто уже через день.

Третий этап - "Рутиная работа" 

может продолжаться 3 и более месяцев и корректироваться по мере достижения промежуточных задач.

Продолжительность занятий со специалистом и их результативность зависит от индивидуальных возможностей ребенка, глубины поражения или задержки развития, включенности родителей в процесс коррекции, их дисциплинированности при посещении занятий и ,конечно же, доверия родителей , их стремлений выполнять все рекомендации и домашние задания.