Меню

«Запуск речи» у неговорящих детей

«Запуск речи» у неговорящих детей

     Отсутствие экспрессивной /воспроизводимой человеком/ речи – серьезная задержка общего развития ребенка. Речь является не только «удобным» способом общения детей с родителями, но и непосредственно самым важным процессом в развитии интеллекта и способности к обучению. «Неговорящий» ребенок не только отстает от своих сверстников речевой неполноценностью, но и не способен мыслить более сложными категориями, что, к сожалению, всегда отражается на его способности к общению, обучению и самостоятельному развитию в дальнейшем.

В последнее десятилетие тенденция к задержке развития связной речи детей стала невероятно прогрессировать. Практически, каждый 3-й ребенок имеет те или иные проблемы в развитии речи. Но наиболее критичным является отсутствие речи у детей 2,5,-4 лет, когда уровень ее развития должен быть уже очень интенсивным! Например, ребенок 3 лет, развивающийся соответственно возрастным нормам, должен владеть связно-спонтанной речью, используя ее во всех ситуациях общения. Он легко «разворачивает» фразу, длиною в 3-5 слов, использует сложные предложения, легко рассказывает события, произошедшие с ним за день и способен дискутировать на доступные темы, высказывая собственное мнение.

Отсутствие речи – серьезнейшая неврологическая проблема. Когда ребенок не разговаривает совсем или говорит «на своей речи», которая никому не понятна или в ситуации знакомого домашнего окружения может восприниматься исключительно родителями, проблема всегда кроется в «незрелости» или повреждении структур мозга, которые отвечают за длинный путь доречевого развития.

Системы мозга, которые в своем развитии должны быть готовы к самостоятельному копированию артикуляции взрослого, или, говоря проще, повторению за ним всего, что взрослый произносит, включают много механизмов. Это и способность в буквальном смысле «смотреть в лицо», чтобы увидеть, как произносится то или иное слово или звук. И способность воспринимать и определять источник звука, своеобразие звуков и их отличия. Например, скрипит входная дверь или дверь в спальню. Это ведь разные звуки? Способность мозга вычленять нужные сочетания речевых звуков и соотносить их с предметом, который много раз показывался мамой и одновременно назывался.

Вспомните, когда малыш был еще младенцем, сколько раз вы наклонялись над ним и говорили: «Мама пришла». И он смотрел на вас, улыбаясь. А в это время мозг «запоминал» слово «МАМА», как оно произносится, с какой интонацией, что обозначает…И уже к 10 месяцам от рождения, структуры мозга дозревают до того, чтобы сделать попытку произнести это слово, оттормаживая лепетный ряд «ма-ма-ма-ма-ма…»  до укороченного «ма-ма»! 

К 1 году зрелость мозга позволяет повторять за взрослым слова, состоящие из двух одинаковых слогов «па-па», «ба-ба», «да-да». В 1,5 года «да-да» уже заменяется на «де-дя» /деда/. Появляется возможность повторять два коротких слова: «Мама дай ка».и уже в 2года 2 месяца ; «Мамаська, паси гуять сь папай»/ Мамочка, пошли гулять с папой./. И это норма речевого развития.

Но, когда ребенок не смотрит в лицо взрослого, не повторяет за ним слоги, не реагирует на обращенную речь, не фиксирует внимание на объекте, на который ему указывают и не делает попыток повторить, речь не появится благодаря «волшебнику-логопеду», который все доречевые процессы должен каким-то волшебным, педагогическим образом запустить!

Так не бывает! И, к сожалению, не понимая этого, родители теряют драгоценное время на походы к логопеду, 2 раза в неделю по 30-40 минут. Или ждут, что, пойдя в детский сад, малыш каким-то образом начнет повторять за другими и заговорит… И еще идут к неврологу за «волшебными» таблетками и уколами, которые сделают так, чтобы ребенок заговорил. Увы, но это классические ошибки и глубочайшее заблуждение!

     Причин задержки речевого развития может быть много. Однако, своевременное понимание, что есть проблема в развитии речи и правильные действия родителей, всегда позволяют значительно или полностью решить проблему задержки еще до явных проблем, которые остро проявляют себя уже к 4-м годам

     В нашем центре разработаны программы, которые помогают интенсивно простимулировать «дозревание» структур мозга и «запустить» развитие, а как следствие и речь в кратчайшие сроки /от нескольких недель до нескольких месяцев/и «дорастить» до условной нормы. Что же позволяет получать такие результаты? Расскажем по порядку.

      Работа в нашем центре всегда начинается с этапа изучения проблемы. Причем, «отсутствие речи», в нашем представлении, не является проблемой, с которой надо идти к логопеду или дефектологу. НЕТ! Работа начинается с нейропсихологической диагностики и последующей консультации невролога.

1 этап - этап «Изучения проблемы» включает:

  • заполнение родителями анкет, где, отвечая на вопросы, родитель раскрывает всю информацию о развитии ребенка от внутриутробного периода /беременности/ до настоящего времени. Это позволяет получить максимальную информацию и выявить возможные причины задержки, но не затрачивать время на опрос во время самой консультации;
  • если родитель до приходя в наш центр, показывал ребенка неврологам или другим врачам, или проводил функциональные исследования /МРТ, КТ, ЭЭГ, допплерографию, АСВП, аудиометрию и т.п./, то, желательно, принести заключения на консультацию или выслать их не позднее, чем за сутки, чтобы специалист мог изучить информацию заранее;
  • подойти на первичную консультацию. Причем, если ребенок до 4 лет /или старше, но при этом имеет особенности в поведении, например, не может самостоятельно поиграть 15-30 минут /, то желательно на консультацию подойти двум взрослым. В течение 10-30 минут нейропсихолог будет общаться с ребенком, предлагая ему различные игровые ситуации, позволяющие понять , каковы социально-коммуникативные, игровые, психические и речевые возможности ребенка. Затем, ребенок, передается второму взрослому, а специалист продолжает общаться с мамой/или значимым взрослым/, просматривая заключения, результаты анализа анкет и задавая дополнительные вопросы. Все это позволяет специалисту делать выводы о том, какие структуры мозга не «дозрели» или оказались поврежденными, что стало первичной причиной в задержке развития и как простимулировать «дозревание» этих отделов мозга. По завершении консультации, специалист выдает родителю заключение с его наблюдениями и выводами, рекомендации /коррекционный маршрут, в котором указано, какие специалисты, с какой частой и какой длительностью должны проводить с ребенком занятия/, а также расскажет, какой результат может быть получен в течение 3-6 месяцев при выполнении данных рекомендаций.

2 этап - «Интенсивная стимуляция» 

Его продолжительность - от 3-х недель до 3-з месяцев. На этапе «интенсивной стимуляции» занятия с педагогами могут проводиться от 3 до 7 раз в неделю. Это необходимо для того, чтобы в короткий период времени активизировать «спящие» отделы и включить их с совместную работу с сохранными или более активными отделами. Такая частота занятий позволяет не только «разбудить» нужное реагирование ребенка , но и сохранить полученную на занятии информацию до следующего дня, так как возможности памяти ребенка в раннем возрасте ограничены, а с учетом задержки, сохранение отработанного материала может быть начисто забыто уже через день.

В программу по «Запуску речи» на этапе «Интенсивной стимуляции» могут быть включены следующие рекомендации.

  1. Углубленная диагностика АВА-тераписта, если у ребенка обнаруживаются коммуникативные нарушения и трудности в удержании совместного внимания и последующие занятия ава-терапией.
  2. Углубленная диагностика сенсорного терапевта, который разберется со специфической чувствительностью ребенка к звукам, прикосновениям, избирательности пищевого поведения и другим сенсорным реакциям, в случае нарушения их функционирования.
  3. Занятия с психологом по раннему развитию /2-3 раза в неделю/, который поможет ребенку овладеть социально приемлемым поведением при общении с другими людьми, обучит альтернативным способы коммуникации , которые ребенок сможет использовать до того, как он сможет передавать свои пожелания, используя речь. Он же обучит родителя методам, формирующим у ребенка навыки самообслуживания и опрятности /одеваться, раздеваться, чистить зубы, самостоятельно есть, ходить на горшок и т.п./
  4. Занятия нейродинамической гимнастикой.
  5. Занятия с нейропсихологом для интеграции первичных рефлексов.
  6. Занятия с логопедом-дефектологом.
  7. Логопедический массаж
  8. Стимуляция «дозревания» структур мозга методами современных нейротехнологий/БАК, ТОМАТИС, БОС-технологий/

3 этап - «Рутинной работы»

который может продолжаться 3 и более месяцев и корректироваться по мере достижения промежуточных задач.

         Продолжительность занятий со специалистом и их результативность зависит от индивидуальных возможностей ребенка, глубины поражения или задержки развития, включенности родителей в процесс коррекции, их дисциплинированности при посещении занятий и, конечно же, доверия родителей , их стремлений выполнять все рекомендации и домашние задания.