Меню

Занятия ABA-терапией

Занятия ABA-терапией

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции при аутизме является направление в психологии, которое носит название Прикладной Анализ Поведения- АВА-терапия. 

АВА- это интенсивная обучающая программа, которая позволяет формировать элементарные формы коммуникации /имитация, сотрудничество /, которые при нейротипичном развитии появляются сами, без специального обучения и в очень раннем возрасте.

Во время занятий с ABA-терапистом ребенок учится определенным навыкам:

  • устанавливать зрительный контакт;

  • имитировать основные мелкие и точные движения;

  • указывать на близких / «Где мама? Где киса?» /, на желаемые предметы;

  • выполнять простые просьбы /подойди, возьми, стой, дай. Надень и .т.п./;

  • включаться и взаимодействовать со сверстниками в игровой деятельности.

Что такое АВА?

Поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения. В основе АВА-терапии лежит идея, что любое поведение влечет за собой последствия и если ребенку они нравятся, то частота такого поведения будет расти в будущем. Это позволяет формировать поведение, которое необходимо для социализации и развития ребенка. Данный метод утвержден службой здравоохранения США, американской ассоциацией психологов и на сегодняшний день является одним из самых эффективных методов коррекции РАС.
Техники поведенческой терапии формируют такие базовые навыки в обучении, как «слушать», «смотреть», «говорить» и даже «понимать обращенную речь».
Освоив элементарные навыки, ребенок уже в состоянии постичь более сложные процессы: построение социальных отношений, адаптация к новым условиям, социализация и естественное самообучение в среде. 

Как работает ABA-терапист?

Процесс занятий с АВА-терапистом всегда начинается с углубленной диагностики навыков с использованием специально разработанных протоколов ABLLS-R. Процесс тестирования включает в себя 2-3 часовых встречи специалиста с ребёнком и сбор дополнительной информации посредством анкетирования родителей. Это позволяет определить, на каком уровне развития находятся навыки ребенка и на основе этих данных разработать программу, позволяющую скорректировать дефициты как во время занятий, так и дома.
В арсенале ABA-специалиста несколько сотен программ, из которых, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, составляется уникальная комбинация задач с точным алгоритмом того, как сформировать у ребенка нужные навыки или скорректировать нежелательное поведение. 
Среди них:
  • невербальная и вербальная имитация,
  • понимание обращенной речи;
  • называние предметов, называние действий;
  • классификации предметов;
  • употребление «да» и «нет», и других;

Как проходят занятия ABA-терапией?

На основании полученных данных и строится работа над этими навыками не только АВА-терапистом, но и другими участниками реабилитации: воспитателями, тьюторами, а также коррекционными педагогами /дефектологами, нейропсихологами/.
3-я встреча проводится только с родителями, где родитель знакомится с планом задач на ближайшее время.
В дальнейшем занятия проводятся от 3 до 5 раз в неделю от 1 до 4 часов  в день.
Каждые две недели организуется встреча родителя с куратором программы /без ребенка/, где корректируется программа и обсуждаются введение полученных навыков в повседневную жизнь ребенка.