Занятия с дефектологом
Занятия с дефектологом
Почему Сократ перекатывал во рту камешки, чем занимается наука дефектология и где работают лучшие дефектологи Краснодара
Что такое дефектология? Об этом можно было бы спросить древнегреческого философа Сократа, который перекатывал во рту камешки, чтобы избавиться от заикания, и в результате стал великим оратором. Или у известного музыканта Рея Чарльза, который потерял зрение в семилетнем возрасте, но выпустил впоследствии 70 альбомов грамзаписи и был удостоен 17-ти премий Гремми. Или у знаменитого футболиста Лионеля Месси, страдавшего синдромом Аспергера – одной из форм аутизма и при этом ставшего семикратным обладателем «Золотого мяча» и шестикратным – «Золотой бутсы». Все эти люди, независимо от времени, в котором жили, имели расстройства, то есть, дефекты психофизического характера. Спектр таких расстройств, а также методы, помогающие людям, имеющим их, адаптироваться в социуме, изучает наука дефектология. А специалист дефектолог применяет научные методы на практике, чтобы скорректировать врожденные или приобретенные психофизические расстройства. Это крайне важно для так называемых особенных детей, которым бывает сложно догонять своих сверстников в развитии. Поэтому мы уделяем этим малышам самое пристальное внимание. С ними занимаются лучшие специалисты-дефектологи Краснодара, и они работают в нашем центре!
Как работает профессиональный дефектолог?
Профессиональные дефектологи , логопеды-дефектологи или дефектологи-психологи работают с детьми, у которых очень рано выявляются нарушения в развитии в результате патологий беременности, родовой деятельности или первого года жизни. Если у ребенка выявили нарушения зрения, то с ним начинает работу тифлопедагог, если нарушения физического слуха – сурдопедагог, при нарушениях опорно-двигательного аппарата без интеллектуальных нарушений – педагог по ЛФК, а при интеллектуальной недостаточности – олигофренопелагог.
Занятия с профессиональным дефектологом необходимы в том случае, если у ребенка выявляются врожденные или приобретенные в первые три года жизни патологии развития в виде нарушений:
-
зрения (слепота, слабовидение),
-
слуха (глухота или слабослышание),
-
двигательной сферы (детский церебральный паралич или другие нарушения в движениях),
-
интеллектуального развития (уровень биологического возраста выше, чем уровень фактического развития всех сфер жизни более чем на 12 месяцев)
-
коммуникации с другими людьми (отсутствие совместной игровой деятельности с другими детьми или взрослыми),
-
задержка речевого развития (отсутствие речи либо ее грубая задержка).
Общение ребенка с профессиональным дефектологом можно начинать с одного года до полутора лет. Чем раньше начнется процесс коррекции, тем эффективнее он будет и тем быстрее малыш выйдет на уровень развития, соответствующий его возрасту и биологическим возможностям.
Какие нарушения в развитии должны насторожить родителей?
Если ребенок в возрасте от полутора до пяти лет не способен сложить фразу из трех слов, у него не развита лексика, не сформирована слоговая структура, многие звуки в речи он произносит неправильно.
-
У него низкая коммуникабельность, он плохо идет на контакты с окружающими.
-
У ребенка нет полноценного понимания обращенной к нему речи или же полностью отсутствует реакции на обращение.
-
У него недостаточной развиты навыки самообслуживания (к трем годам не ходит сам на горшок, не ест сам, не может или не хочет самостоятельно одеваться и т.п.).
-
У ребенка отсутствует ролевая игровая деятельность, то есть, он не проявляет инициативу к совместной игре с другим человеком, не старается копировать его действия, не запоминает их и не использует активно в совместной игре.
Некоторые патологии развития на первый взгляд малозаметны, поэтому не обращают на себя должного внимания со стороны родителей. Тем не менее, со временем они могут стать серьезным препятствием к нормальному развитию ребенка. И помочь в этой ситуации способны именно профессиональные дефектологи, а не логопеды или психологи.
Как проходят занятия с детским дефектологом?
Дефектолог педагог – это специалист, который в результате всестороннего тестирования определяет, насколько ребенок готов к обучению. Выявив те или иные нарушения в развитии, дефектолог педагог предлагает родителям индивидуальную программу занятий с малышом, которая способствует развитию основных психических и мыслительных процессов – памяти, внимания, восприятия. В комплексную программу входит также развитие коммуникационных способностей ребенка и развитие необходимых для его возраста навыков. Занятия дефектолога педагога выстроены с учетом интересов и возможностей каждой возрастной категории. К примеру, для дошколят они организуются в виде игр, для школьников – в виде учебы. Для этого в нашем центре имеются специально оборудованные кабинеты с игрушками и развивающими пособиями, в которых каждый ребенок чувствует себя спокойно и комфортно.
Чем младше ребенок, тем больше времени занятия проводятся на полу, и только периодически малышу предлагается сесть за стол, чтобы поиграть в игру, в которую неудобно играть на полу - например, порисовать или полепить. Занятия с дефектологом педагогом, несмотря на внешнюю схожесть с обычной игрой дома, построены таким образом, чтобы сначала у ребенка сложилось положительное отношение к специалисту, доверие и интерес. После этого дефектолог начинает развивать у малыша навыки копирования и повторения. Этот процесс позволяет сформировать первые навыки учебного поведения, которые в дальнейшем позволят ребенку развиваться вместе с другими детьми в группе детского сада, а затем и школы.
Как уже говорилось, с каждым из детей дефектолог педагог работает индивидуально, разрабатывая для него приоритетные направления коррекционной работы с учетом его особенностей и характера. Опытный специалист умеет ставить задачи так, чтобы малыш хорошо их понимал и осознавал. В ходе занятий специалист внимательно наблюдает за своим подопечным, за его реакциями, поведением, анализирует, насколько успешно ребенок воспринимает материал, какова эффективность обучения и как происходит его психическое и физическое развитие. Сделав соответствующие выводы, он в случае необходимости корректирует свою работу либо полностью меняет методологию.
Когда ребенку необходим дефектолог- психолог?
Но бывают случаи, когда к процессу необходимо подключить дефектолога психолога или специального дефектолога-психолога. . Помощь этого специалиста требуется при ярко выраженной задержке психического развития ребенка.
Проведя всестороннюю диагностику, дефектолог- психолог определяет, какого рода нарушения психики имеются и какова степень их выраженности. Опираясь на свои выводы, он составляет подробный план работы с ребенком. Как и у других специалистов, этот план индивидуален. Но есть общая цель: дефектолог- психолог обязан развить у малышей когнитивные функции, коммуникационные навыки и основные психические функции, такие как концентрация, внимание, восприятие и память.
Чем занятия с дефектологом отличаются от занятий с логопедом?
Если дефектолог начинает коррекцию нарушений развития как можно раньше, то начинать занятия с логопедом рекомендуется, когда ребенку исполнится 4,5-5 лет. Основной задачей логопеда является развитие речи малыша, если, конечно, при этом все остальные процессы развития соответствуют условной норме. То есть, ребенок должен быть контактным, выполнять все просьбы и способен 80 процентов времени занятий проводить за столом. А также без особых уговоров, хотя и в игровой форме, выполнять все задания, например, делать артикуляционную гимнастику, повторять правильно звуки, глядя на логопеда в зеркале, и стараться делать все это максимально хорошо. Многие из перечисленных условий не под силу маленьким детям, а при задержке в развитии тем более. Поэтому чтобы, например, «запустить речь» у малыша, необходимо создать такие игровые условия, чтобы он начал повторять за дефектологом логопедом звуки или слова из звукопродражательной лексики /ав-ав, мяу, му/, не вполне осознавая сам процесс занятия.
Как попасть на занятия к дефектологу в нашем центре?
Чтобы понять, какие нарушения имеются у ребенка и простимулировать развитие его личности в этом направлении, в нашем центре проводится первичная комплексная диагностика. Ее проводит специалист по раннему развитию - нейропсихолог-логопед.
На первичную диагностику мы просим подойти маму или другого близкого человека, который может рассказать о развитии ребенка еще в период беременности мамы, родовой деятельности и в первые годы жизни. Эта информация позволяет разобраться в причинах задержки и правильно выстроить коррекционную работу. В задачи первой встречи входит и непосредственное общение с ребенком, которое необходимо для определения статуса его развития, и получение информации от мамы, и просмотр медицинской документации и, наконец, предоставление нужной информация для родителей, которые должны знать, как действовать дальше. Все эти этапы встречи очень сложно провести в присутствии малыша, так как он быстро устает и требует постоянной игры или общения, поэтому мы просим подойти на консультацию еще одного взрослого, с которым ребенок может остаться после того, как с ним пообщается специалист.
На консультацию к дефектологу можно записаться по телефону центра 89882433044