Занятия с нейропсихологом
Занятия с нейропсихологом
Что изучает нейропсихология и с чем работает?
Нейропсихология относительно молодая, но динамично развивающаяся наука о мозговой организации, процессах формирования и развития высших психических функций, таких как восприятие, внимание, память, мышление, речь, чтение, счет, эмоционально-волевая сфера и др. Все эти сложные с точки зрения мозговой организации процессы, зависят от работы многих звеньев, каждое из которых выполняет определенную функцию и обеспечивается работой определенных мозговых структур.Мозговая организация меняется от возраста к возрасту, поэтому детская нейропсихология является самостоятельным разделом, изучает закономерности развития психических функций и позволяет использовать высокий компенсаторный потенциал мозга в этом периоде.
С какими трудностями и нарушениями можно обратиться к нейропсихологу?
- очень медлительный или слишком активный;
-
быстро утомляется;
-
очень эмоционально реагирует на обычные ситуации;
-
сталкивается с трудностями при коммуникации со сверстниками;
-
испытывает с трудностями в обучении;
-
быстро отвлекается, ему трудно сосредоточится;
-
допускает ошибки, хотя знает все правила;
-
долго выполняет домашнее задание;
-
пропускает, зеркалит буквы на письме;
-
испытывает трудности в математике, при решении задач;
-
медленно читает, не понимает смысл прочитанного;
-
не любит рисовать;
-
нет любимого занятия, все неинтересно;
-
неуклюжий, неловкий;
-
задержка речевого развития;
-
наличии неврологических диагнозов (навязчивые движения, тики, энурез…);
-
при ЗПР, СДВГ, СДВ, РАС.
С чего начать?
В нашем центре, все процессы помощи начинаются с первичной встречи. Причем, встреча с нейропсихологом может быть полезной не только в случаях задержки психо-речевого, эмоционального развития или проблемах в обучении, но и как безаппаратный метод диагностики ,позволяющий определить статус развития мозга ребенка. На первичной консультации нейропсихолог с помощью специальных проб может определить степень «зрелости» тех или иных структур мозга, которые в данном возрасте должны обеспечивать ту или иную функцию. По результатам обследования специалист делает вывод об актуальном развитии высших психических функций.
Диагностика позволяет выявить сильные и слабые стороны ребенка, определить механизм и причину дефицитарной работы тех или иных структур. Когда есть понимание, что лежит в основе трудностей обучения, строится прогноз развития и разрабатывается эффективный коррекционный маршрут взаимодействия разных специалистов.
Как проходит диагностика и что для нее нужно?
Для проведения нейропсихологической диагностики детей от 1,5 до 4,5 лет , предусмотрена предварительная подготовка к встрече. После принятия администратором центра заявки на консультацию, родителю высылается ссылка на специальные анкеты. Ответы на вопросы в анкетах помогут специалисту понять еще до встречи, как протекало развитие ребенка от внутриутробного развития до настоящего времени и уже выстроить гипотезу по возможным проблемам в будущем. Кроме того, на первичную диагностику мы просим принести или предварительно выслать фотографии заключений всех специалистов, которые наблюдали ребенка: неврологов, психиатров, лор-врачей и педагогов, если таковые были. Кроме того, на первичную консультацию мы просим по возможности подойти двум взрослым, сопровождающим ребенка. По завершении диагностики, родитель получает подробную информацию о статусе развития ребенка, выявленных нарушениях и коррекционный маршрут, позволяющий понять, какие специалисты нужны для коррекции нарушений в развитии, сколько времени и какой продолжительности должны быть занятия. Кроме того, нейропсихолог что нужно делать родителям вне занятий, чтобы стимулировать «дозревание» структур мозга ребенка.
Как проходят занятия?
В основе коррекционных занятий с нейропсихологом нейропсихологической лежит системный подход, предполагающий развитие слабого звена при опоре на сильные стороны ребенка.
Занятия выстраиваются с учетом закономерностей процесса развития высших психических функций (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин) при эмоциональном вовлечении ребенка: от простого к сложному, от совместного выполнения к самостоятельному с учетом индивидуальной зоны ближайшего развития. На занятии используются методики двигательной и когнитивной коррекции.
Преимущества
В нашем центре работа нейропсихологов дифференцирована по возрасту клиентов и проблем, которые требуют коррекции или развития. С детьми от 1,5 до 5 лет упор делается на:- интеграцию первичных рефлексов, что часто является одной или причин проявления аутоподобного поведения или задержки речевого развития;
- стимуляцию развития межполушарных связей /мозолистого тела/;
- активизацию «энергоблока» мозга с помощью специалиьных двигательных упражнений;
- развитие восприятия, внимания, памяти ,мышления, речи, коммуникации и других высших психических процессов.
формирование качественной обработки информации:
- устойчивости внимания, расширения объема памяти ,как краткосрочной, так и долговременной;
- пространственных представлений;
- развития скорости обработки информации при постепенном увеличении объема и словжности;
- развитие учебных навыков;
- развитие слухо-речевой памяти, зрительного и слухового гнозиса /распознавания/;
- развитие общей и мелкой моторики;
- абстрактно-логического мышления;
- связно-спонтанной речи.
развитие слухоречевого внимания и памяти, необходимых для возможности воспринимать «поточную» информацию от учителя, успевать ее анализировать и также быстро находить правильные решения;
- при возникновении трудностей по развитию скорости чтения и понимании прочитанного;
- при ошибках на письме, проявляющихся в пропусках, перестановка, заменах букв;
- трудностях в использовании правил;
- проблемах в овладении математикой или другими дисциплинами