Устранение заикания у детей 3-6 лет
Устранение заикания у детей 3-6 лет
ПРОГРАММА
«УСТРАНЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ»
ЭТАПЫ
Первичная консультация — 60-90 мин.
Семинар для родителей — 2 часа
Адаптационно-подготовительный — 3-15 занятий
по 30-40 мин.
I этап – Основной курс — 20 занятий по 90 мин.
Родительский курс — 5 занятий по 2-3 часа
II этап – Индивидуальные занятия 3 раза в неделю
по 60 мин. на протяжении 16 недель.
III этап — Индивидуальные занятия 2 раза в неделю
по 90 мин. на протяжении 16 недель.
IV этап — Индивидуальные занятия 1 раз в неделю
по 90 мин. на протяжении 16 недель.
V этап – Поддерживающий. Индивидуальные занятия
2 раза в месяц по 90 мин. на протяжение 6 месяцев
ПЕРВИЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
На первичной консультации проводится экспресс — диагностика речи ребенка. Определяется состояние речевых структур, зрелости эмоционально-волевой сферы, а также состояния других высших психических функций. Специалисту необходимо выяснить причину возникновения логоневроза, факторы, влияющие на «поддержание» состояния нервно-психического расстройства, а также определить тип, форму, степень тяжести заикания для последующего предоставления неврологу и корректировки назначений.
Краткий сбор анамнестических данных о периоде и обстоятельствах возникновения заикания, а также установление психотравмирующей ситуации или обстоятельств, приведших к заиканию – самое главное в первичной консультации. Далее специалист информирует родителей о феномене заикания, дает рекомендации по особенностям общения и воспитания ребенка с заиканием.
На первичной консультации выдается заключение и брошюра с рекомендациями.
СЕМИНАР ДЛЯ ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ
Семинар для всех членов семьи является важнейшим в системе «блокировки» невроза. Своевременные правильные действия родителей позволяют остановить острую фазу развития заболевания, разумеется, при комплексном воздействии врачей, заикологов и, конечно же, родителей.
На семинаре специалисты подробнейшим образом расскажут о логоневрозе, предпосылках и причинах его возникновения. Важно понять откуда «растут корни» заболевания, ведь в формировании невроза всегда имеет место «неблагоприятная почва», т.е. среда, в которой находится ребенок.
Определение что же могло стать «почвой» для развития невроза – 1-й и самый важный шаг, а вот 2-й шаг – изменение среды.
Что же нужно делать, чтобы «среда» изменилась и болезнь отступила?
Именно об этом и расскажут специалисты на семинаре для всех близких.
АДАПТАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В этот период проводится углубленное обследование ребенка нейропсихологом, психологом и заикологом. Выявляются особенности развития высших психических функций, психологический статус на момент обследования, состояние всех речевых структур, а также зрелости и соответствия возрасту эмоционально-волевой сферы для последующего выбора коррекционно-реабилитационной программы.
Кроме того, в этот период ребенка адаптируют к системе занятий. Специалисты корректируют (если это возможно) незрелость фонетической структуры, т.е. звукопроизношения.
Также в программу адаптационно-подготовительного этапа включены упражнения по улучшению актуального речевого и психо-эмоционального состояния для исследования динамики изменений и последующего прогнозирования длительности реабилитационного процесса.
Адаптационно-подготовительный период позволяет решить еще одну немаловажную задачу. Для эффективного реабилитационного процесса необходимо прекратить посещение ребенком дошкольных учреждений, т.е. садиков и секций. У некоторых родителей возникают сложности: с кем оставить ребенка, как организовать его домашнее пребывание.
Именно в адаптационно-подготовительный период ребенок еще может посещать детский сад, и у родителей есть время для решения этого вопроса до начала коррекционного периода.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КУРС
Родительский курс состоит из 5 занятий по 2-3 часа. На этих занятиях присутствие ребенка не допускается, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю, в группе с другими родителями.
В программе «Родительского курса» психологи дают ответы на многие вопросы, которые встают перед родителями: как стимулировать ребенка говорить на новой речи, как разъяснять правила поведения, если ребенок их нарушает, как наказывать и наказывать ли вообще, как наладить отношения ребенка с братьями и сестрами, как реагировать на агрессию, ложь ребенка и другие негативные проявления характера или поведения.
ОСНОВНОЙ КУРС
Основной курс состоит из 20 занятий, длительностью по 1,5 часа.
Занятия с детьми 3-5 лет проводятся исключительно индивидуально. На всех занятиях присутствуют один из родителей, причем именно тот, что продолжает заниматься дома.
В течении занятия специалист комментирует все, чему обучает ребенка, для того, чтобы дома родитель мог закреплять материал также, как специалист.
В основном курсе занятия проводятся ежедневно (кроме выходных) преимущественно в первой половине дня.
В течении всего этого периода и последующих 4-х месяцев ребенок не должен посещать детский сад. В противном случае достичь наилучшего результата будет невозможно.
В период основного этапа с ребенком работают заиколог и психолог. Также необходимо прохождение родителями ребенка «Родительского курса» для понимания того, как правильно воспитывать ребенка с невротической предрасположенностью и предотвратить рецидивы.
В структуре основного курса используются следующие направления:
— настроечные игры
— дыхательные, артикуляционные, голосовые тренинги
— темпо-ритмические, общемоторные и мелкомоторные упражнения
— кинезиологические техники
— массаж
— речевые игры и упражнения, направленные на:
— формирование и закрепление навыков специальной «Волшебной речи»;
— развитие лексико-грамматических структур;
— формирование фонематического слуха;
— развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;
— обучение грамоте, математическим представлениям.
В коррекционно-реабилитационном процессе используются специальные логотерапевтические компьютерные программы и оборудование.
На этапе основного курса (1-го периода) с помощью специальных упражнений речь ребенка замедляется, наполняется плавностью и спокойствием, исчезают судорожные запинки и остановки, стабилизируется психо-эмоциональное состояние.
При этом стимулируется развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления) и незрелой эмоционально-волевой сферы.
II ЭТАП
В течении 2 этапа проводится работа по автоматизации нового речевого поведения. Темп речи еще остается замедленным и главной задачей является удержание нового речевого состояния, т.к. логоневроз часто дает рецедивы, и как выяснилось, это является следствием незавершенного процесса автоматизации психо-речевого поведения. В нашей программе этому уделяется необходимое время.
К концу 2 этапа речь из крайне замедленной постепенно ускоряется и доходит до среднего темпа. При этом судорожных остановок и запинок не происходит.
В этот период предусматриваются также занятия в мини-группах, что способствует как формированию и развитию коммуникативных навыков, так и автоматизации «новой речи» в реальной коммуникационной игре со сверстниками.
На этом этапе начинается системное обучение ребенка чтению и письму. Формирование данных навыков поможет на следующих этапах удержать полученный результат в борьбе с заиканием.
III ЭТАП
Основной задачей 3-го этапа является постепенное доведение речевого процесса до нормы как в темпо-мелодическом, так и в лексико-грамматическом плане.
Крайне важно понимать, что незрелость речевых процессов, проявляющаяся в трудностях подбора нужного слова, неверное произнесение окончания либо сложности в составлении предложения или пересказе, рано или поздно осознаются ребенком, а фиксация на данном обстоятельстве, формирует комплекс речевой неполноценности, что так же может привести к рецидиву.
Мало устранить запинки и остановки судорожного характера, нужно сформировать полноценную речь, которой ребенок мог бы пользоваться с удовольствием и даже чувствовать некоторое превосходство в этом плане среди сверстников. Именно тогда, когда бывший заикающийся ребенок легко будет вступать в диалог со всеми детьми, будет способным рассказать интересную историю или стих на утреннике — возникают новые состояния- состояние уверенности, спокойствия в речевой коммуникации.
На 3-м этапе завершается процесс обучения грамоте и полученные навыки чтения и письма помогают закрепить и даже улучшить речевой процесс.
I V ЭТАП
На протяжении 16 недель четвертого этапа специалист и ребенок встречаются 1 раз в неделю. Это необходимо для поддержания полученного результата. В этот период так же совершенствуются все структуры речи: звукопроизношение, фонематический слух, связная речь. То, что было недоформировано в предыдущие периоды активно «достраивается». Почти каждое занятие устраиваются публичные выступления ребенка, он участвует в занятиях и речевых экзаменах взрослых, в театрализованных представлениях, функциональных тренировках на выезде.
V ЭТАП
Основной задачей данного этапа является сопровождение ребенка больше в психологическом плане.
Ранее, мы уже упоминали, что все заикающиеся дети обладают особой нервной системой – ослабленной. Дети часто тяжело переживают незначительные на первый взгляд события, сверхчувствительны к критике, крайне обидчивы. Данные особенности находят отпечаток и в общении со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому в течении полугода очень важно наблюдать состояние ребенка как в речевом, так и в эмоциональном плане, чтобы вовремя прийти на помощь и не позволить возникнуть рецедиву.