Меню

Устранение заикания у детей 6-10 лет

Устранение заикания у детей 6-10 лет

ЭТАПЫ

 Первичная консультация  —  60-90 мин.

 1 ЭТАП  — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

             Семинар для родителей —  2 часа

             Адаптационно-подготовительные занятия  —  3-15 занятий по 30-40 мин.

2 ЭТАП — КОРРЕКЦИОННЫЙ

             Основной курс  для детей дошкольного возраста — 20 занятий по 60 мин.               

             Основной курс  для детей школьного возраста  —  15 занятий по 90 мин.

             Родительский курс  —  5 занятий по 2-3 часа

 ЭТАП   СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ

             Микрокурсы  —  1 раз в 10 недель (кроме 1-го МК,  он через 6 недель после Основного)по 90 минут  в течение  3 дней подряд.

                   Всего в течение года – 6 микрокурсов.

              Межкурсовые занятия:

              одна  неделя  — одно занятие в центре со специалистом – 60 мин.,

              два  занятия по телефону  по 15 мин.

              другая неделя  — 2 занятия в скайпе  по 30 мин.,

                                 два  занятия по телефону по 15 мин.

4  ЭТАП – ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ

                  Индивидуальные или подгрупповые занятия  

                  1 раз в две – три недели, длительностью 1,5  — 2 часа

                  Занятие по скайпу – 1 раз  в неделю – 15 мин.

                  Занятие по телефону – 1 раз в неделю – 5-10 мин.

 

ПЕРВИЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

       На первичной консультации проводится экспресс — диагностика речи ребенка.

Определяется состояние речевых структур, зрелости эмоционально-волевой сферы, а также состояния других высших психических функций. Специалисту необходимо выяснить причину возникновения логоневроза, факторы, влияющие на «поддержание» состояния нервно-психического расстройства, а также определить тип, форму, степень тяжести заикания для последующего предоставления неврологу и корректировки назначений.

Краткий сбор анамнестических данных о периоде и обстоятельствах возникновения заикания, а также установление психотравмирующей ситуации или обстоятельств, приведших к заиканию – самое главное в первичной консультации. Далее специалист информирует родителей о феномене заикания, дает рекомендации по особенностям общения и воспитания ребенка с заиканием.

На первичной консультации выдается заключение и брошюра с рекомендациями.

 

СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

       На семинаре для родителей, где присутствуют все члены семьи заикающегося ребенка кроме самого ребенка, специалист уже подробно рассказывает о логоневрозе, предпосылках и причинах его возникновения, системе лечебно-реабилитационного воздействия, созданию среды способствующей устранению заикания.

 

РОДИТЕЛЬСКИЙ КУРС

       В программе «Родительского курса» психологи дают ответы на многие вопросы, которые встают перед родителями: как стимулировать ребенка говорить на новой речи, как разъяснять правила поведения, если ребенок их нарушает, как наказывать и наказывать ли вообще, как наладить отношения ребенка   с братьями и сестрами, как реагировать на агрессию, ложь ребенка и другие негативные проявления характера или поведения.

Также необходимо прохождение родителями ребенка «Родительского курса» для понимания того, как правильно воспитывать ребенка с невротической предрасположенностью и предотвратить рецидивы.

Родительский курс состоит из 5 занятий по 2-3 часа. На этих занятиях присутствие ребенка не допускается, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю, в группе с другими родителями.


АДАПТАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

       В этот период проводится углубленное обследование ребенка нейропсихологом, психологом и заикологом. Выявляются особенности развития высших психических функций, психологический статус на момент обследования, состояние всех речевых структур, а также зрелости и соответствия возрасту эмоционально-волевой сферы для последующего выбора коррекционно-реабилитационной программы.

Кроме того, в этот период ребенка адаптируют к системе занятий. Специалисты корректируют (если это возможно) незрелость фонетической структуры, т.е. звукопроизношения.

Также в программу адаптационно-подготовительного этапа включены упражнения по улучшению актуального речевого и психо-эмоционального состояния для исследования динамики изменений и последующего прогнозирования длительности реабилитационного процесса.

Адаптационно-подготовительный период позволяет решить еще одну немаловажную задачу. Для эффективного реабилитационного процесса необходимо прекратить посещение ребенком дошкольных учреждений, т.е. садиков и секций, а если он учится в школе – то школы. У некоторых родителей возникают сложности: с кем оставить ребенка, как организовать его домашнее пребывание.

Именно в адаптационно-подготовительный период ребенок еще может посещать детский сад, и у родителей есть время для решения этого вопроса до начала коррекционного периода.


ОСНОВНОЙ КУРС

       Основной курс состоит из 15- 20 занятий, длительностью по 1-1,5 часа.

Курс занятий с дошкольниками составляет 20 занятий по 60 минут, для детей младшего школьного возраста – 15 занятий по 1,5 часа. Занятия с дошкольниками проводятся только индивидуально.

На всех занятиях присутствуют один из родителей, причем именно тот, который продолжает заниматься дома. В течении занятия специалист комментирует все, чему обучает ребенка для того, чтобы дома родитель мог закреплять материал также, как специалист.

В основном курсе занятия проводятся ежедневно (кроме выходных) преимущественно в первой половине дня.

В течении всего этого периода школьники не должны посещать школу, а дошкольники —  детский сад. Дошкольникам нельзя посещать детский сад еще на протяжении 6-12 месяцев. В противном случае достичь наилучшего результата будет невозможно.

В период основного этапа с ребенком работают заиколог и психолог.

 

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВЕДЕТСЯ ПО НЕСКОЛЬКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ

— устранение речевых судорог с помощью приемов, основанных на синхронизации речи     с движениями пальцев рук, диктующих ритмико-интонационный рисунок фразы;

— встраивании в речь специфического «раскрытия», гарантирующего полное устранение судорожного спазмирования;

— изменение «внутреннего» состояния заикающегося ребенка, формирование рефлекса спокойствия, связанного с актом речи;

— автоматизация нового речедвигательного навыка, формирование нового устойчивого стереотипа в условиях реального общения с помощью системы функциональных тренировок;

— стабилизация психо-эмоционального состояния;

— снятие мышечного напряжения с помощью уникальных технологий телесно-ориентированной психотерапии.

 6-10.png

В структуре основного курса используются следующие виды работы

—  дыхательные, артикуляционные, голосовые тренинги;

—  темпо-ритмические, общемоторные и мелкомоторные упражнения;

—  кинезиологические техники;

—  специфический вокально-артикуляторный  логомассаж;

— релаксационные техники по стабилизации психо-эмоционального состояния;

—  упражнения на расслабление;

—  сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, психогимнастика;

— игры на развитие коммуникативных навыков, сброс агрессии, развитие позитивных

эмоций, развитие высших психических функций / памяти, внимания, мышления, речи/;

— телесно-ориентированная психотерапия и др.

В коррекционно-реабилитационном процессе используются специальные логотерапевтические компьютерные программы и оборудование.

На этапе основного курса с помощью специальных упражнений речь ребенка замедляется, наполняется плавностью и спокойствием, исчезают судорожные запинки и остановки, стабилизируется психо-эмоциональное состояние.

При этом стимулируется развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

 

III ЭТАП – СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ

       На протяжение 3 этапа проводится работа по автоматизации нового речевого поведения. Постепенно речь из «лечебной» переходит в речь нормальную. Этому способствует специально-но организованный процесс. Он включает в себя чередующиеся Микрокурсы и Межкурсовые занятия. Каждый Микрокурс, а их всего 6, посвящен последовательному продвижению к нормативной речи. На Основном курсе речь ребенка сильно замедляется, встраиваются специфические «раскрытия», речь сопровождают движениями пальцев для ритмитизации речевого процесса, стабилизации психо — эмоционального состояния. Основной курс формирует «речевой гипс». Это крайне необходимо в состоянии логоневроза. На Первом Микрокурсе, за счет «снятия» одного из приемов, темп речи как — бы ускоряется, но при этом сохраняется речь без заикания.  На Третьем Микрокурсе фраза удлиняется, на Четвертом – «снимается» еще ряд приёмов, «удерживающих» бессудорожное состояние. Пятый и Шестой микрокурсы закрепляют полученный результат и окончательно выводят речь к норме.  Длительность каждого микрокурса – 3 дня. Продолжительность одного занятия – 1,5 часа. Первый микрокурс проводится спустя    6 недель после Основного курса, все последующие – с промежутком в 10 недель.

Межкурсовые занятия проводятся после Основного курса и Микрокурсов.

В течение 6-ти недель после прохождения Основного курса, ребенок находится в постоянном контакте со специалистом. Темп речи еще остается замедленным и главной задачей является удержание нового речевого состояния.

На этом и последующих межкурсовых этапах поддержание полученного результата осуществляется за счет занятий в центре, занятий по скайпу и занятий по телефону.

Занятия в центре проводятся 1 раз в 2 недели, т.е. через неделю. В те недели, когда нет непосредственной встречи в центре, занятия проводятся по скайпу.  Кроме того, каждую неделю проводятся два мини-занятия по 15 минут по телефону. Длительность занятия в центре – 60 минут, по скайпу –по 30 минут 2 раза или 60 минут 1 раз.

К середине 3 этапа речь из крайне замедленной постепенно ускоряется и доходит до среднего темпа. При этом судорожных остановок и запинок не происходит.

В этот период предусматриваются занятия в мини-группах, что способствует как формированию и       развитию коммуникативных навыков, так и автоматизации «новой речи» в реальной коммуникационной игре со сверстниками.

Крайне важно понимать, что незрелость речевых процессов, проявляющаяся в трудностях подбора нужного слова, неверном произнесении окончания либо сложности в составлении предложения или пересказе, рано или поздно осознаются ребенком, а фиксация на данном обстоятельстве, формирует комплекс речевой неполноценности, что так же может привести к рецидиву.

Мало устранить запинки и остановки судорожного характера, нужно сформировать полноценную речь, которой ребенок мог бы пользоваться с удовольствием и даже чувствовать некоторое превосходство в этом плане среди сверстников. Именно тогда, когда бывший заикающийся ребенок легко будет вступать в диалог со всеми детьми, будет способным рассказать интересную историю, стих на утреннике или доклад на уроке — возникают новые состояния- состояние уверенности, спокойствия в речевой коммуникации.

 

I V ЭТАП – ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ

       На протяжении полугода четвертого этапа специалист и ребенок встречаются 1 раз в три недели. Это необходимо для поддержания полученного результата. Основной задачей данного этапа является сопровождение ребенка больше в психологическом плане.

Ранее, мы уже упоминали, что все заикающиеся дети обладают особой нервной системой – ослабленной. Дети часто тяжело переживают незначительные на первый взгляд события, сверхчувствительны к критике, крайне обидчивы. Данные особенности находят отпечаток и    в общении со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому в течении полугода очень важно наблюдать состояние ребенка как в речевом, так и в эмоциональном плане, чтобы вовремя прийти на помощь и не позволить возникнуть рецидиву.